Глава НАУФОР рассказал об инициативах ассоциации по совершенствованию регулирования IPO
Президент НАУФОР Алексей Тимофеев рассказал на конференции издательского дома «Коммерсантъ» «Финансовый рынок. Итоги и новые ориентиры» о предложениях ассоциации по совершенствованию процедуры IPO.
«На днях НАУФОР подготовила и направила свои комментарии к Консультационному докладу, предложенному для обсуждения Центральным Банком.
Первое - «Прогнозы». Должны ли они быть обязательными? Нет. Но и запрещать их не следует. Должны ли они быть в резюме проспекта? Нет, если они есть, они должны быть в основной части проспекта. Резюме ориентировано на розничных инвесторов. Для них прогнозы будут самой интересной информацией, но, возможно, мешающей объективно оценить и другую важную информацию проспекта. Тогда прогнозы будут их скорее вводить в заблуждение, чем помогать принять взвешенные инвестиционные решения. Если прогнозы делаются, то они должны подчиняться определенным правилам, которые предстоит разработать.
Второе - вопрос ответственности организаторов размещения за проспект. Этот вопрос тесно связан с другим вопросом Консультативного доклада - с вопросом о статусе организатора размещений. Сейчас закон говорит о том, что это является брокерской деятельностью. Суть организации размещения заключается в оказании услуг эмитенту по привлечению инвесторов и выполнению его поручений (то есть аллокация и экзекьюшен). Это означает, что организаторы размещений не всегда участвуют в подготовке проспекта ценных бумаг и поэтому не могут брать ответственность на себя за его содержание. И требовать этого от них не следует, чтобы не отпугнуть их от оказания таких услуг.
Ну и третье - это замечание к требованию о наличии не менее двух отчетов независимых аналитиков. Если это станет обязательным, то скорее станет искусственным - если на рынке не будет независимых аналитиков по своей инициативе комментириующих размещение, то им придется найти эмитенту, а какие же они в этом случае независимые? Это также может навредить очень чувствительному процессу IPO.
Когда мы думаем о регулировании IPO на уровне наших стандартов, стараемся быть очень осторожными, чтобы не перерегулировать. Московская Биржа сделала фантастическую работу, разработав рекомендации по поводу осуществления IPO. Я думаю, что значительная часть наших пожеланий, как это, должно делаться, также должна остаться рекомендациями.
Мы также предлагаем Центральному Банку отказаться от регистрации ценных бумаг в том случае, если речь идет о небольших выпусках, передав эти функции регистраторам, а также дать больше полномочий по регистрации облигаций бирже. В свое время передача функции по регистрации облигаций (так называемых биржевых облигаций) бирже была одной из самых успешных проектов.
В целом я бы поддержал смещение фокуса финансирования экономики с банковского кредитования в пользу рынка капитала. Это создает конкуренцию между этими двумя истояниками финансирования, улучшая общие условия финансирования для реальной экономки. Рынок капитала, кроме того, отличается меньшей инфляционностью, поэтому его развитие является очень актуальной задачей.
Комментируя события 2024 года, заслуживающих пристального внимания, А.Тимофеев упомянул реформу ИИС, однако отметил, что это была не самая эффективная реформа.
"Я убежден, что ИИС-3 требует доработки для того, чтобы он был эффективным способом стимулирования инвестиций граждан на фондовый рынок.
На наш взгляд нет такого инвестора, который готов отдать свои средства на рынок ценных бумаг на 10 лет. Поэтому наше предложение заключается в том, чтобы ограничиться пятилетним сроком для ИИС-3, отказавшись от дальнейшего с 2027 года повышения срока до 10 лет. При этом, возможно, стоило бы подумать о том, чтобы уже по прошествии трех лет инвестор мог бы рассчитывать на получение налогового вычета на вход."
А.Тимофеев также коснулся запущенной в 2024 году программы долгосрочных сбережений. «Это сильная и полезная реформа, которая, однако, на мой взгляд, носит половинчатый характер. Я бы хотел, чтобы негосударственные пенсионные фонды больше инвестировали в акции. Для этого нам нужны, помимо решений, которые позволяют увеличить общие объёмы этой индустрии, также решения, которые позволят НПФам увеличить долю своих активов, инвестированных в акции."
Подробнее о позиции НАУФОР по вопросам совершенствования регулирования IPO.
Дата публ./изм.
27.02.2025