В связи с поступлением в Департамент коллективных инвестиций и
доверительного управления Банка России (далее – Департамент) обращений
управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных
фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее – управляющая
компания, управляющие компании) по вопросу возможности оказания
клиентам дополнительных сервисов Департамент просит довести до сведения
управляющих компаний – членов Национальной ассоциации участников
фондового рынка следующее.
1. О возможности совмещения деятельности управляющей
компании с деятельностью инвестиционного советника.
Согласно пункту 7 статьи 6.1 Закона № 39-ФЗ
1
инвестиционный
советник, являющийся юридическим лицом, вправе совмещать свою
деятельность с иными видами профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг, деятельностью кредитной организации, с любой иной не
подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской
Федерации деятельностью.
В соответствии со статьей 5 Закона № 39-ФЗ одним из видов
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг является
деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными
средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами
и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми
инструментами (далее – деятельность по управлению ценными бумагами).
Таким образом, инвестиционный советник вправе совмещать свою
деятельность с деятельностью по управлению ценными бумагами.
В силу пункта 4 статьи 38 Закона № 156-ФЗ установлено, что
деятельность по управлению ценными бумагами может совмещаться с
деятельностью управляющей компании.
С учетом изложенного Департамент полагает, что юридическое лицо,
совмещающее деятельность по управлению ценными бумагами с
деятельностью управляющей компании, вправе также осуществлять
деятельность инвестиционного советника, то есть оказывать
консультационные услуги в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или)
заключения договоров, являющихся производными финансовыми
инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных
рекомендаций.
Дополнительно обращаем внимание на то, что деятельность
управляющей компании по предоставлению информации о своих услугах и
(или) выпущенных инвестиционных паях паевых инвестиционных фондах при
условии, что предоставляемая информация не содержит индивидуальной
инвестиционной рекомендации, в соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 Закона
№ 39-ФЗ не является деятельностью по инвестиционному консультированию.
3
2. О возможности оказания управляющей компанией
консультационных услуг в области инвестирования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Закона № 156-ФЗ
2
управляющая
компания вправе оказывать консультационные услуги в области инвестиций.
В этой связи Департамент полагает, что на основании лицензии на
управление инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами
и негосударственными пенсионными фондами управляющая компания
(независимо от совмещения или не совмещения своей деятельности с
деятельностью по управлению ценными бумагами) может оказывать
консультационные услуги в области инвестирования, включая
предоставляемые за плату, при условии, что в ходе оказания таких услуг не
будут даваться индивидуальные инвестиционные рекомендации.
К таким консультационным услугам в области инвестиций, в частности,
могут относиться следующие услуги:
а) услуги по проведению учебных курсов в области инвестиций, в том
числе дистанционных (в случае если в соответствии с законодательством
Российской Федерации деятельность по проведению таких курсов не является
отдельным специализированным видом деятельности, в том числе не
подлежит лицензированию (аккредитации));
б) услуги по предоставлению аналитических материалов в области
инвестиций, в том числе на периодической основе;
в) услуги по оценке рисков инвестиционных портфелей клиентов;
г) услуги по предоставлению юридических консультаций в области
инвестиций, в том числе консультаций, связанных с владением и
распоряжением клиентами ценными бумагами;
д) услуги по предоставлению налоговых консультаций в области
инвестиций, в том числе консультаций, связанных с подготовкой клиентами
налоговых деклараций, консультаций о возможности получения налоговых
вычетов;
е) услуги по предоставлению информации в области инвестиций
(информация о составе и структуре инвестиционных портфелей клиентов, о
выплате эмитентами дивидендов (купонов), о совершении корпоративных
действий и т.д.), в том числе в форме смс-рассылок, push-уведомлений и
предоставления информации в мессенджерах.
3. О возможности взимания управляющей компанией дополнительного
вознаграждения за ускоренное осуществление операций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Закона № 156-ФЗ размер
вознаграждения управляющей компании и (или) порядок его определения
предусматривается правилами доверительного управления паевым
инвестиционным фондом.
С учетом изложенного Департамент полагает, что управляющие
компании не вправе взимать дополнительное вознаграждение за
осуществление функций и проведение процедур, непосредственно связанных
с доверительным управлением активами паевых инвестиционных фондов,
помимо предусмотренного правилами доверительного управления паевых
инвестиционных фондов, в том числе вознаграждение за увеличение скорости
осуществления отдельных операций в интересах отдельных владельцев
инвестиционных паев.
Дата публ./изм.
09.01.2020