Государственная Дума в пятницу, 21 декабря, приняла в третьем чтении закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», упрощающий процедуру эмиссии ценных бумаг на российском рынке, который был подготовлен и продвигался при активном участии НАУФОР. Совет Федерации может рассмотреть этот закон на следующей неделе.
Работа по упрощению процедуры эмиссии являлась одним из приоритетов для НАУФОР в течение последних лет и была направлена на создание условий для использования потенциала российского фондового рынка в интересах развития национальной экономики. Другим ключевым направлением работы НАУФОР в направлении развития национального фондового рынка является разработка мер, стимулирующих внутренний инвестиционный спрос, в частности, налоговые инициативы, создание компенсационного фонда.
Существующая в России процедура эмиссии невыгодно отличается от действующей за рубежом - она более длительная и сопряжена с рисками и издержками, что является одной из причин сворачивания российского первичного рынка.
Закон вносит существенные изменения в процедуру регистрации эмиссионных документов, ускоряет сроки ее проведения эмиссии, освобождает от регистрации проспекта определенные виды эмиссий, в частности:
1) освобождает от регистрации проспектов открытую подписку в случае:
- эмиссии для квалифицированных инвесторов;
- небольшой по объемам эмиссии (до 200 млн. руб в год);
- эмиссии, небольшой по количеству неквалифицированных приобретателей (до 150, не считая владельцев ценных бумаг, реализующих преимущественное право);
- эмиссии, в соответствии с условиями которых каждый инвестор должен уплатить не менее 4 млн. рублей и др.
При этом закон позволяет позволяет допускать такие ценные бумаги к публичному обращению на бирже.
2) Наделяет регулятора правом определять требования к содержанию проспекта, исключяя соответствующие требования из закона, а фондовую биржу - правом регулировать раскрытие информации для публичного обращения ценных бумаг, эмиссия которые не сопровождалась регистрацией проспекта.
3)Отменяет 2-х недельный срок между раскрытием проспекта и началом размещения;
4) Сокращает срок преимущественного права, если эмитент раскрывает информацию о нем на сайте или в СМИ;
5) Вводит возможность обращения ценных бумаг после их полной оплаты, а сделок с ними - с момента регистрации выпуска;
6)Вводит возможность частичной оплаты акций при в случае наличия обязательства по их оплате со стороны инвестиционного банка;
7) Отменяет ряд ограничений на выпуск биржевых облигаций, в том числе по кругу эмитентов, наделяя фондовую биржу правом определять соответствующие требования к биржевым облигациям.
НАУФОР с 2007 года отстаивала необходимость упрощения процедуры эмиссии в России, рассматривая развитие национального первичного рынка как ключевой элемент создания международного финансового центра в России и указывая на опасность для развития рынка излишней зарегулированности этой процедуры. С 2007 года укрепляется тенденция привлечения капитала российскими эмитентами через холдинговые схемы, минуя российский фондовый рынок. В первом полугодии 2012 года на российском рынке по российскому законодательству не состоялось ни одного IPO.
СМИ на эту тему.
Дата публ./изм.
21.12.2012