НАУФОР завершила работу над “Идеальной моделью фондового рынка” и подготовила предложения по становлению в России международного финансового центра
НАУФОР завершила работу над исследованием “Идеальная модель фондового рынка на долгосрочную перспективу до 2020 года” и подготовила предложения по созданию в России международного финансового центра. Документ получил название “Российский фондовый рынок и создание международного финансового центра”.
Результаты исследования показали, что российский фондовый рынок в десятилетней перспективе может либо стать частью зарубежного финансового рынка, либо превратиться в развитый рынок - международный финансовый центр.
Предложенные НАУФОР меры направлены на достижение рынком следующих признаков международного финансового центра:
Концентрация капитала (инвестиционного спроса) с существенной долей иностранного капитала.
Концентрация финансового посредничества с существенной долей услуг, предоставляемых посредниками глобального рынка и эффективная инфраструктура.
Концентрация инвестиционного предложения (инструментов) с существенной долей инструментов, предлагаемых иностранными институтами.
Наиболее важными целевыми показателями идеальной модели российского фондового рынка являются:
Показатель |
2007 год |
2020 год |
Капитализация |
1342 млрд.долл |
5,4-5,6 трлн.долл |
Годовой объем сделок с акциями на внутренних биржевых рынках |
1230 млрд. долл. |
10,3-10,6 трлн.долл. |
Объем IPO на внутреннем рынке |
17,7 млрд. долл. |
77-96 млрд. долл. |
Стоимость корпоративных облигаций в обращении |
50,2 млрд. долл. |
850-1100 млрд. долл. |
Доля иностранных бумаг в листинге и обороте российских бирж |
0 |
12% |
Объем срочного рынка акций |
284,4 млрд. долл |
20-21 трлн. Долл. |
Доля населения России, инвестирующего в акции через брокеров |
0,4% |
18% |
СЧА открытых и интервальных фондов |
7,3 млрд. долл. |
470-560 млрд. долл. |
Резервы НПФ |
19,2 млрд. долл. |
840-1080 млрд. долл |
НАУФОР считает необходимым реализацию следующих мер для создания в России международного финансового центра:
освобождение от налога либо существенное снижение налога на доходы от операций с ценными бумагами,
создание института индивидуальных сберегательных счетов граждан,
введение института лицензированных инвестиционных консультантов и создание сети независимых инвестиционных консультантов,
повышение уровня защиты граждан на фондовом рынке, в том числе, введение обязательного членства в саморегулируемых организациях компаний, оказывающих услуги неквалифицированным инвесторам, поэтапное введение пруденциального надзора с участием саморегулируемых организаций, создание компенсационного фонда для компенсации убытков граждан в случае банкротства лицензированных профучастников,
реализацию программ повышения финансовой грамотности населения, в том числе, создание специального информационного ресурса в Интернете, введение в школьную образовательную программу основ функционирования финансового рынка и, возможно, разработка соответствующей федеральной целевой программы.
Повышению эффективности инфраструктуры и резкому росту объема сделок с акциями на внутреннем рынке будет способствовать:
освобождение от налога на прибыль вознаграждения компаний, которые оказывают услуги по размещению ценных бумаг на российском фондовом рынке и часть прибыли, которая направляется финансовыми посредниками и инфраструктурными организациями на свое развитие, а услуги посредников должны быть освобождены от НДС,
запрет на оказание иностранными посредниками трансграничных услуг российским клиентам,
обеспечение возможности российским инвесторам инвестировать в зарубежные активы из России, при этом для неквалифицированных инвесторов может быть разрешено инвестирование только в ценные бумаги, обращающиеся на признаваемых иностранных биржах,
построение целостной системы расчетов по сделкам с финансовыми активами, объединяющей основные инфраструктурные институты, создание системы расчетов в реальном времени и ее интеграция в международные платежные системы, обеспечение свободного доступа депозитариев на международные рынки, в том числе, свободное открытие банковских счетов с возможностью их использования для получения доходов для клиентов и расчетов по сделкам, доступ крупных зарубежных институтов к учету российских ценных бумаг, консолидация товарного и фондового рынка производных инструментов, совершенствование регулирования клиринговой деятельности, создание центрального депозитария.
Для расширения круга инструментов предлагаются меры по стимулированию создания и активного развития внутреннего рынка IPO, направленные, главным образом, на устранение недостатков регулирования, делающих привлечение капитала в России менее удобным, чем за рубежом, в том числе:
введение уведомительного порядка регистрации выпусков и подведения итогов выпуска ценных бумаг,
освобождение от обязанности вносить изменения в устав по результатам эмиссии акций,
упрощение проспекта ценных бумаг для случаев, когда эмитент уже раскрывает информацию в форме ежеквартального отчета или если ценные бумаги предназначаются для квалифицированных инвесторов.
Для устранения значительной части недостатков, связанных с правилами деятельности инвестиционных банков - андеррайтеров, предлагается:
освободить от обязательности предварительной оплаты акций при их размещении в случае наличия обязательства по их оплате со стороны инвестбанка, ввести возможность направлять уведомление об итогах выпуска до завершения перевода акций подписчикам при участии в эмиссии инвестбанка.
Для достижения целевых показателей рынка корпоративного долга необходимы меры по налоговому стимулированию, отмена ограничений на выпуск облигаций, предусмотренных Гражданским кодексом, снижение требований к биржевым облигациям.
Для развития секьюритизации в России необходимо регулирование создания юридических лиц для специальных целей (SPV), замену действующей в настоящее время традиции описания финансовых инструментов в законе на регулирование на уровне нормативных актов ФСФР России, возможность инвестирования в инструменты секьюритизации средств инвестиционных фондов.
Кроме того, рекомендации касаются мер по развитию срочного рынка и создания сектора иностранных ценных бумаг.
Полностью с текстом исследования и основными направлениями политики по формированию идеальной модели фондового рынка можно ознакомиться здесь.
Работа над исследованием “Идеальная модель российского фондового рынка” велась НАУФОР с середины 2006 и была завершена в апреле 2008 года.
Дата публ./изм.
14.04.2008