Письмо ДИФП Банка России о требованиях к раздельному размещению резервов покрытия пенсионных обязательств
Управляющим компаниям ПИФ/НПФ
Письмо Банка России
О требованиях к раздельному размещению резервов покрытия пенсионных обязательств
Департамент инвестиционных финансовых посредников Банка России
(далее - Департамент) в целях обеспечения корректного осуществления
негосударственными пенсионными фондами (далее - НПФ) раздельного
формирования, учета и размещения резервов покрытия пенсионных
обязательств (далее соответственно - РППО, сегрегация РППО) в рамках
деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений сообщает следующее.
В соответствии с положениями абзаца третьего пункта 3 статьи 18
Федерального закона № 75-ФЗ1 пенсионными правилами НПФ, правилами формирования долгосрочных сбережений НПФ может быть предусмотрена сегрегация РППО соответственно по каждой пенсионной схеме, по каждому виду договора долгосрочных сбережений.
В этом случае РППО, сформированные в рамках одной пенсионной схемы, не могут использоваться на покрытие обязательств НПФ по другим пенсионным схемам и на покрытие обязательств по договорам долгосрочных сбережений (далее - договор ДС), а РППО, сформированные в рамках договоров ДС одного вида, не могут использоваться на покрытие обязательств НПФ по договорам ДС иного вида и на покрытие обязательств НПФ по пенсионным договорам.
Вместе с тем результаты проведенного Департаментом анализа пенсионных правил и правил формирования долгосрочных сбережений НПФ показали, что на практике ряд НПФ фактически осуществляет сегрегацию РППО, используя при этом иные термины и понятия (например, «инвестиционная стратегия», «инвестиционный портфель», «пенсионный продукт», «код пенсионной схемы», «паспорт пенсионного продукта» и т.д.), которые, как правило, либо являются частью одной пенсионной схемы (вида договора ДС), либо объединяют несколько пенсионных схем (видов договоров ДС).
По мнению Департамента, вне зависимости от наименования в
пенсионных правилах и правилах формирования долгосрочных сбережений
конструкции, в рамках которой осуществляется сегрегация РППО, если такая
конструкция фактически предусматривает раздельное формирование, учет и
размещение РППО, то к ней должны применяться все требования и правовые
последствия, предусмотренные законодательством о НПФ для сегрегации
РППО по пенсионной схеме (по виду договора ДС).
Дополнительно обращаем внимание на следующее:
отчетность, направляемая НПФ в Банк России, должна включать в себя сведения о сегрегации РППО2;
при проведении стресс-тестирования НПФ следует учитывать3 дополнительные ограничения, возникающие при сегрегации РППО на
основании указанных выше требований и правовых последствий, а также иные ограничения, вытекающие из пенсионных правил, правил формирования
долгосрочных сбережений, пенсионных договоров и договоров ДС в связи с использованием такой сегрегации (при наличии).
Директор Департамента
инвестиционных финансовых посредников
О.Ю. Шишлянникова
1Федеральный закон от07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
2Показатель «Группа раздельного учета (в случае обособления резервов покрытия пенсионных обязательств)» раздела5 отчетности по форме0420250 и отчетности по форме0420258, установленным в приложении 1 к Указанию Банка России от28.06.2024 № 6796-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности, в том числе о требованиях к отчетности по обязательном пенсионному страхованию, НПФ, а также о порядке сообщения НПФ фондами Банку России информации о лицах, которым поручено проведение идентификации, упрощенной идентификации, обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах».
3Пункт4.6 Указания Банка России от04.07.2016 № 4060-У «О требованиях к организации системы управления рисками негосударственного пенсионного фонда».
Дата публ./изм.
05.05.2025