Письмо в ЦБ РФ с предложением дополнить разрабатываемый институт ИПК системой индивидуальных пенсионных счетов
Председателю Банка России
Э.С. Набиуллиной
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!
В настоящее время Правительство Российской Федерации совместно
с Центральным банком Российской Федерации разрабатывает концепцию добровольного пенсионного обеспечения граждан путем введения института индивидуального пенсионного капитала (далее - ИПК). Насколько нам известно, обсуждаемый в настоящее время подход предполагает возможность участников системы формировать ИПК лишь в негосударственных пенсионных фондах, а возможность доверительных управляющих выступать в качестве институтов для формирования ИПК не предусмотрена. По нашему мнению, выбранный подход, ограничивающий круг финансовых институтов, из которых граждане смогут выбирать наиболее подходящий, требует дополнительного обсуждения.
ИПК, в силу своей добровольности, относится к третьему уровню пенсионного обеспечения по классификации ОЭСР, к которому применяются весьма гибкие регулятивные правила, позволяющие, в первую очередь, обеспечить сохранность пенсионных сбережений, но предполагающие широкое усмотрение гражданина при выборе механизма формирования сбережений и получения дохода в будущем. Такие добровольные системы пенсионного обеспечения, как правило, предполагают возможность выбора гражданином между различными видами выплат по достижению пенсионного возраста: аннуитетными либо единовременной; а также между различными видами финансовых институтов: негосударственные пенсионные фонды, портфельные управляющие, страховые компании и т.д. При этом на рынке уже существует определенная специализация: негосударственные пенсионные фонды, как правило, предлагают аннуитетные выплаты и «коллективную» схему инвестирования (право собственности на объекты инвестирования переходит к фонду), в то время как портфельные управляющие - единовременную выплату и индивидуальность инвестиционного портфеля с учетом планов гражданина по достижению пенсионного возраста, при сохранении права собственности за гражданином.
Таким образом, схему инвестирования через управляющего отличает максимальная прозрачность и гибкость с точки зрения гражданина, возможность учета его инвестиционных целей и предпочтений. Пенсионные счета управляющего в системе ИПК могут конструироваться на основе уже устоявшегося института индивидуальных инвестиционных счетов и существовать наравне с последним.
В связи с изложенным, НАУФОР обращается к Вам с просьбой рассмотреть возможность включения управляющих компаний в систему ИПК с начала ее функционирования. Это позволит с самого начала функционирования системы предложить гражданам сделать выбор из понятных продуктов, соотнеся их со своими инвестиционными целями. Принципы системы должны быть адаптированы для различной аудитории и учитывать степень доверия граждан к различным финансовым институтам. Если гражданин не обнаружит среди предложенных вариантов подходящий, скорее всего, он откажется от участия в системе.
Хотя успех реализации концепции ИПК будет оцениваться, в первую очередь, исходя из ее эффективности для пенсионного обеспечения граждан, еще одним ключевым фактором станет эффект от введения системы ИПК для российского финансового рынка. Развитие конкуренции между участниками рынка разных категорий в области пенсионных сбережений позволит максимизировать положительный эффект и стать важнейшим внутренним источником роста для российского финансового рынка в долгосрочной перспективе.
С уважением,
Председатель Совета директоров НАУФОР
О.В. Вьюгин
Дата публ./изм.
01.10.2018