8(495)787-77-74
     
Письмо Президенту РФ об отмене моратория на формирование накопительной пенсии граждан в 2016 году, 5 октября 2015, №569

Президенту Российской Федерации

В.В. Путину



Уважаемый Владимир Владимирович!



В настоящее время Правительством Российской Федерации обсуждается решение об очередном продлении моратория на формирование накопительной пенсии граждан в 2016 г. Такое решение, по нашему мнению, вызовет негативные долгосрочные последствия, значительно превосходящие любые временные преимущества его принятия. Нам хотелось бы обратить Ваше внимание на следующее.

Сегодня почти 28 миллионов граждан России, а это более половины занятых в экономике, сделали добровольный выбор в пользу накопительной пенсии. Такое право им было предоставлено законом. Это свидетельствует как об успехе самой инициативы по введению накопительного компонента, так и многолетних усилий по стимулированию граждан к выбору в его пользу. Такой выбор делается людьми с расчетом на долгосрочную перспективу и был бы невозможен без уверенности в сохранении действующих правил. Очередная "заморозка" накоплений делает бессмысленным выбор в пользу накопительной части почти 30 миллионов граждан и ведет к новым потерям доходов, на которые они были вправе рассчитывать. Такое решение подрывает доверие к долгосрочным проектам, предлагаемым и реализуемым государством, как со стороны граждан, выбравших накопительную пенсию, так и тех, кто еще находится в процессе выбора. Мотивация по переводу заработной платы "в тень", уходу "в тень" экономики усиливается - эта альтернатива воспринимается как единственный и даже более надежный способ позаботиться о благосостоянии на пенсии.

С экономической точки зрения "заморозка" пенсионных накоплений граждан ограничит спрос на государственные и корпоративные долговые инструменты, что приведет к росту стоимости долга как для государства, так и для российских компаний. Это связано с тем, что негосударственные пенсионные фонды, аккумулирующие средства пенсионных накоплений и резервов, являются одними из основных участников облигационного рынка, предоставляя прямо (приобретая облигации) или косвенно (предоставляя свои средства в форме вкладов банкам, которые приобретали облигации) значительное финансирование как государству, так и частному сектору. Для государства это означает удорожание программы заимствований, предполагающей размещение ОФЗ более чем на 3 трлн руб. в 2015-2017 гг. Для российских же компаний, особенно в отсутствие доступа к внешним ресурсам, это ведет к замедлению реализации инвестиционных проектов и, соответственно, увеличению сроков ввода новых мощностей и инфраструктуры и снижению прибыли. Все вместе это ведет к затягиванию кризисного периода в экономике, росту расходов государства, снижению доходов виде налогов на прибыль, усилению инфляционных процессов и в результате перевешивает все краткосрочные достоинства решения о "заморозке".

В последние годы были предприняты значительные усилия по развитию частных пенсионных институтов как долгосрочного инвестора. Реформа законодательства о негосударственных пенсионных фондах, проведенная в 2013 году расширила инвестиционные возможности НПФ, решив главную проблему - устранив слишком короткий инвестиционный горизонт НПФ, дав остальным инвестиционным институтам и компаниям-эмитентам право рассчитывать на улучшение качества российского рынка и расширение его возможностей. Успех развития российского финансового рынка подразумевает развитие индустрии НПФ и в значительной степени зависит от такого развития. Наоборот, снижение роли НПФ ограничивает развитие отечественного финансового рынка, снижает его качество и возможности. Это в свою очередь ведет к зависимости российской экономики от государственного финансирования, от внешних финансовых рынков и отношения иностранных инвесторов к российским компаниям. Уникальность роли института негосударственных пенсионных фондов как долгосрочного инвестора и "якоря" национального финансового рынка заключается не только в долгосрочном инвестиционном горизонте, но и постоянном получении им платежей для формирования пенсий. Негосударственные пенсионные фонды способны "держать" ценные бумаги, а получая платежи, даже инвестировать тогда, когда остальные инвесторы предпочитают этого не делать - благодаря этому негосударственные пенсионные фонды способствуют стабилизации финансового рынка, снижая его волатильность и риски для всех его участников, делая его привлекательным как для национальных, так и для глобальных инвесторов.

В последнее время были предприняты специальные усилия по обеспечению надежности накопительного компонента пенсий. В 2013 году был создан мегарегулятор в лице Банка России, что во многом объяснялось его способностью осуществлять надзор, в том числе пруденциальный, за стабильностью финансовой индустрии, и в первую очередь за стабильностью индустрии негосударственных пенсионных фондов, с которой связывается наибольшая моральная ответственность государства. В этой же плоскости лежат и усилия по акционированию негосударственных пенсионных фондов и созданию системы гарантирования сохранности накопительной части, предпринятые в том же 2013 году. В настоящий момент создание системы страхования практически завершено.

Уважаемый Владимир Владимирович! "Заморозка" пенсионных накоплений, решая сиюминутные задачи, не способствует, более того, препятствует решению долгосрочных задач по пенсионному обеспечению граждан, вредит развитию финансового рынка и его способности финансировать реальный сектор, подрывает веру граждан в долгосрочные проекты, инициируемые государством. Просим не допустить введения моратория на формирование накопительной пенсии в 2016 году.

С уважением,

председатель Правления
А.В.Тимофеев

Дата публ./изм.
05.10.2015
     
Контакты Схема проезда О КЦ НАУФОР
2005-2024 КЦ НАУФОР ©